Страница обновлена 27.05.2025

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Ананьинская основная школа" Ярославского муниципального района

Страница обновлена 27.05.2025
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Ананьинская основная школа" Ярославского муниципального района

Социально – психологическое тестирование

Понятие социально-психологического тестирования (СПТ):

  •  СПТ – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности. 
  • СПТ - это метод исследования, позволяющий определить эмоциональное и психологическое состояние учащихся, их индивидуальные особенности и проблемы, а также взаимодействие с окружающей социальной средой. 
  • Результаты тестирования позволяют определить, как наиболее сильные и ресурсные особенности личности обучающихся, так и особенности поведения в стрессовой ситуации, различные формы рискового поведения.

С помощью социально-психологического тестирования учитель или психолог может получить следующую информацию информацию:

  •      эмоциональном состоянии школьника; 
  •      личностных особенностях; 
  •       самооценке и самопонимании; 
  • уровне межличностных отношений; 
  • социальной адаптации и включенности в классную группу; 
  • мотивации к учебной деятельности; 
  • уровне школьной тревожности; 
  • конфликтных ситуациях среди сверстников и взрослых. 

Особенностью социально-психологического тестирования школьников является то, что получаемая информация позволяет специалистам создать индивидуальные рекомендации для каждого ребенка с целью снижения эмоционального дискомфорта, повышения мотивации и достижения успешных результатов в учебной деятельности.

Цель и задачи тестирования: 

  • Цель такого тестирования заключается в выявлении особенностей развития личности, ее социально-психологического состояния, способностей и потенциала. 
  • Основные задачи социально-психологического тестирования школьников: 
  1. Определение уровня развития социальных и психологических компетенций школьников.
  2. Выявление особенностей поведения и эмоциональной сферы учащихся. 
  3. Оценка стиля общения и конфликтной напряженности школьников. 
  4. Изучение мотивационной сферы и уровня самореализации учеников.

Методы и инструменты 
Для проведения социально-психологического тестирования школьников используются различные методы и инструменты. Основными из них являются: 

  • Стандартизированные тесты – это специальные психологические инструменты, разработанные на основе строго установленных норм и правил. • Анкетирование – метод сбора информации с помощью опросников, которые заполняют сами школьники или их родители, учителя и другие лица, знакомые с ребенком. Анкетирование позволяет получить различные данные о личности, поведении, отношении и других аспектах школьников. 
  • Наблюдение – это метод, при котором специально обученные наблюдатели наблюдают за поведением школьников в различных ситуациях. Наблюдение позволяет получить данные о реальном поведении, взаимодействии и реакциях школьников. 
  • Интервью – это способ получения информации, основанный на беседе с школьником. В ходе интервью педагог или психолог задает определенные вопросы и активно слушает ответы школьника. Интервью позволяет получить глубокие и детальные данные о мотивациях, ценностях, установках и других аспектах личности.

Ответы на возможные вопросы родителей, связанные с социально-психологическим тестированием 

• Могут ли по результатам диагностики поставить ребёнка на учёт? Результаты тестирования не являются фактическим или юридическим основанием для постановки тестируемого на какой-либо вид учёта. При желании обучающегося или его родителей результаты тестирования могут лишь мотивировать их самостоятельно обратиться за консультацией к профильным специалистам. 
• Зачем ребёнку это тестирование? Результаты диагностики позволяют учащемуся получить информацию о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, содействуют развитию навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать потенциальные риски и обезопасить себя от них. 
• Могут ли быть негативные последствия по результатам СПТ? Результаты теста помогают понять какие социально-психологические факторы не позволяют подростку преодолевать препятствия, возникающие на пути его личностного становления и развития, разработать индивидуальный профилактический маршрут, развить в дальнейшем механизмы психологической защиты.
 • СПТ помогает выявить детей, употребляющих наркотические и/или психоактивные вещества? СПТ НЕ выявляет конкретных подростков, употребляющих наркотические и психоактивные вещества. Оно не является основанием для постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку! СПТ – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.

Нормативные документы:

Уровень образовательной органиции:

1. Приказ № 261-01 от 01.09.2024 г "О проведении СПТ в 2024 году в МОУ Ананьинская ОШ ЯМР" 

2. Аналитическая справка поитогам СПТ в МОУ Ананьинская ОШ ЯМР в 2024 г.

3. Программа индивидуального сопровождения обучающихся с высочайшей вероятностью рискового поведения (3 группа риска)

Методические материалы:

1. Презентация: часто задаваемые вопросы о СПТ

О проведении мероприятий по подготовке к социально-психологическому тестированию обучающихся

Памятка для родителей

Памятка для обучающихся