Страница обновлена 27.05.2025
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Ананьинская основная школа"
Ярославского муниципального района
Социально – психологическое тестирование
Понятие социально-психологического тестирования (СПТ):
- СПТ – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.
- СПТ - это метод исследования, позволяющий определить эмоциональное и психологическое состояние учащихся, их индивидуальные особенности и проблемы, а также взаимодействие с окружающей социальной средой.
- Результаты тестирования позволяют определить, как наиболее сильные и ресурсные особенности личности обучающихся, так и особенности поведения в стрессовой ситуации, различные формы рискового поведения.
С помощью социально-психологического тестирования учитель или психолог может получить следующую информацию информацию:
- эмоциональном состоянии школьника;
- личностных особенностях;
- самооценке и самопонимании;
- уровне межличностных отношений;
- социальной адаптации и включенности в классную группу;
- мотивации к учебной деятельности;
- уровне школьной тревожности;
- конфликтных ситуациях среди сверстников и взрослых.
Особенностью социально-психологического тестирования школьников является то, что получаемая информация позволяет специалистам создать индивидуальные рекомендации для каждого ребенка с целью снижения эмоционального дискомфорта, повышения мотивации и достижения успешных результатов в учебной деятельности.
Цель и задачи тестирования:
- Цель такого тестирования заключается в выявлении особенностей развития личности, ее социально-психологического состояния, способностей и потенциала.
- Основные задачи социально-психологического тестирования школьников:
- Определение уровня развития социальных и психологических компетенций школьников.
- Выявление особенностей поведения и эмоциональной сферы учащихся.
- Оценка стиля общения и конфликтной напряженности школьников.
- Изучение мотивационной сферы и уровня самореализации учеников.

Методы и инструменты
Для проведения социально-психологического тестирования школьников используются различные методы и инструменты. Основными из них являются:
- Стандартизированные тесты – это специальные психологические инструменты, разработанные на основе строго установленных норм и правил. • Анкетирование – метод сбора информации с помощью опросников, которые заполняют сами школьники или их родители, учителя и другие лица, знакомые с ребенком. Анкетирование позволяет получить различные данные о личности, поведении, отношении и других аспектах школьников.
- Наблюдение – это метод, при котором специально обученные наблюдатели наблюдают за поведением школьников в различных ситуациях. Наблюдение позволяет получить данные о реальном поведении, взаимодействии и реакциях школьников.
- Интервью – это способ получения информации, основанный на беседе с школьником. В ходе интервью педагог или психолог задает определенные вопросы и активно слушает ответы школьника. Интервью позволяет получить глубокие и детальные данные о мотивациях, ценностях, установках и других аспектах личности.
Ответы на возможные вопросы родителей, связанные с социально-психологическим тестированием
• Могут ли по результатам диагностики поставить ребёнка на учёт? Результаты тестирования не являются фактическим или юридическим основанием для постановки тестируемого на какой-либо вид учёта. При желании обучающегося или его родителей результаты тестирования могут лишь мотивировать их самостоятельно обратиться за консультацией к профильным специалистам.
• Зачем ребёнку это тестирование? Результаты диагностики позволяют учащемуся получить информацию о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, содействуют развитию навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать потенциальные риски и обезопасить себя от них.
• Могут ли быть негативные последствия по результатам СПТ? Результаты теста помогают понять какие социально-психологические факторы не позволяют подростку преодолевать препятствия, возникающие на пути его личностного становления и развития, разработать индивидуальный профилактический маршрут, развить в дальнейшем механизмы психологической защиты.
• СПТ помогает выявить детей, употребляющих наркотические и/или психоактивные вещества? СПТ НЕ выявляет конкретных подростков, употребляющих наркотические и психоактивные вещества. Оно не является основанием для постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку! СПТ – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.
Нормативные документы:
Уровень образовательной органиции:
1. Приказ № 261-01 от 01.09.2024 г "О проведении СПТ в 2024 году в МОУ Ананьинская ОШ ЯМР"
2. Аналитическая справка поитогам СПТ в МОУ Ананьинская ОШ ЯМР в 2024 г.
3. Программа индивидуального сопровождения обучающихся с высочайшей вероятностью рискового поведения (3 группа риска)
Методические материалы:
1. Презентация: часто задаваемые вопросы о СПТ

О проведении мероприятий по подготовке к социально-психологическому тестированию обучающихся

Памятка для родителей

Памятка для обучающихся